Главная странича Воспоминания и статьио
Артемий Троицкий о группе КИНО
"Группа крови - шестой по
счету (если считать
полноценным альбомом запись
Цоя-Каспаряна, известную под
названием "46") альбом
"Кино". Работа над ним
началась еще в октябре 1986 года,
когда американская
энтузиастка Джоанна Стингрей
привезла в Ленинград домашнюю
четырех- канальную
порта-студию "Ямаха МТ 44".
Импортный прибор был
установлен на квартире
ударника "Кино" Георгия
"Густава" Гурьянова, где
вся группа в то время
тусовалась, репетировала,
рисовала картины и - время от
времени - слушала и записывала
новые песни. Помимо
классического квартета Цоя, в
записи принимал участие
клавишник Артур Сингле
(синтезатор "Профем-2000").
Аранжировки, в том числе и
клавишные, придумывались, в
основном, Каспаряном и
Густавом под общим наблюдением
автора песен - Цоя.
Звукорежиссёру осуществляли
все вместе. Так что, можно
сказать, что продюссером
альбома выступила вся группа
"Кино". Предварительный
вариант записи был готов
весной 1987-го. Летом, на студии
Алексея Вишни,
четырехканальную запись свели,
добавив реверберации и прочих
спецэффектов, в окончательный
стерео-вариант. Достояниес
музыкальной общественности
"Группа крови" стала
осенью 1987 года. Фактически, на
альбоме представлены две
программы "Кино":
собственно "Группа крови"
(заглавная песня, "Война",
"Спокойная ночь",
"Мама...",
"Бошетунмай",
"Легенда") и песни конца
85-го, начала 86-го годов, которые
отдельно и вовремя записать не
удалось ("В наших глазах",
"Прохожий", "Дальше
действовать будем мы" и др.).
Часть номеров из старой
программы, в частности хит
"Мы ждем перемен", в альбом
не вошли. "Перемены"
неожиданно получили некий
спекулятивно-политический
резонанс, который Цою пришелся
не по душе. По мнению многих (в
том числе и некоторых
участников группы), "Группа
крови" - самый удачный альбом
"Кино". Связано это в
первую очередь с тем, что
работа над записью шла в
абсолютно естественных,
ненапряженных условиях. Было
время подумать, проиграть
различные варианты, не
чувствуя себя скованными
временным режимом, волей
звукорежиссеров и прочими
стрессами студийной рутины.
"Группа крови" - первая
по-настоящему мощная, зрелая
работа "Кино"; в то же
время, она в полной мере
сохраняет бескомпромиссный,
анархический дух питерского
андеграунда. В 1989 году альбом
"Группа крови" был выпущен
в США (фирма "Голдкастл", с
подачи Джоанны Стингрей) и
произвел отличное впечатление
на тамошних критиков. В
частности, ведущий
американский рок-эксперт
Роберт Кристгау в своей
колонке в "Виледж Войс"
поставил пластинке
максимальный балл, оценив ее,
таким образом, выше, чем
вышедшие примерно в то же время
"Radio Silence" Бориса
Гребенщикова, "Звуки Му" и
"Парк Горького". Расположением песен внутри альбомов всегда занимался Цой. Он же давал альбомам названия. Поскольку последняя пластинка группы "Кино" вышла в свет уже после смерти своего лидера, названия у нее нет. В народе ее обычно называют "Черный альбом" - в соответствии с оформлением. История создания пластинки такова. После долгих интенсивных гастролей, в начале июля 1990 года Цой и Каспарян, взяв гитары и порта-студию, уединились на даче в Юрмале. Они отдыхали от стадионных концертов и одновременно записывали черновик нового альбома. По словам Каспаряна, работа шла довольно туго: за все время целиком была записана и инструментирована единственная песня - "Красно-желтые дни". Все остальное, что записалось - это сам Цой, поющий под акустическую гитару новые песни. Предполагалось, что альбом будет записываться на большой профессиональной студии ("Мосфильм" или "Ленфильм"), а сведение состоится в Париже (где уже был удачно сведен предыдущий диск "Кино" - сборник "Последний герой"). Однако все вышло не так. 15 августа Цой погиб. Запись осталась. В октябре-ноябре 1990 года в Москве на студии "Видеофильм" Каспарян и Тихомиров реставрировали четырехканальную запись с голосом и ритм-гитарой Цоя, аранжировали новые песни, наложили партии других инструментов и смикшировали запись. Все инструментировки они придумывали фактически вдвоем, ударник Густав участия в работе не принимал. Процесс "воссоздания" последнего альбома Цоя и "Кино" был невероятно тяжелым и нервным. С одной стороны, груз трагических обстоятельств и ответственность перед погибшим другом. С другой - чисто профессиональные и технические проблемы, связанные с необходимостью создания полноценной фонограммы на основе, фактически, "домашней" записи. Кроме того, сильнейшее давление оказывалось извне: миллионы поклонников знали о существовании "выжившей" записи и ожидали ее с растущим нетерпением. Относительно конечного результата мнения двух музыкантов "Кино" расходятся. Каспарян считает, что будь у них больше времени на работу, можно было бы сделать альбом интереснее. Тихомиров уверен, что в сложившихся обстоятельствах они сделали максимум возможного. Так или иначе в декабре 90-го года "Черный альбом" был представлен публике. (Первое прослушивание прошло в Ленинградском Рок-Клубе). По материалу - и музыкальному, и поэтическому - это, возможно, лучший альбом "Кино"... Достойная последняя глава реальной легенды Цоя. |