Главная странича Воспоминания и статьи
Джоанна Стингрэй о Викторе Цое(1990 г.)
|
Я проснулся сегодня утром и
увидел Виктора Цоя, стоящего
передо мной. У меня перехватило
дух, и я спросил, что он здесь
делает, а он ответил мне, что
всё это было шуткой и ничего не
произошло. Вся в слезах, я села
на край кровати, чтобы обнять
его, но, открыв глаза поняла,
что это был сон. Виктор не
вернётся, и оглядывая свою
комнату, заполненную его
картинами и фотографиями, я
ощутила ужасную пустоту. Для
многих Виктор был звездой,
любимым артистом, а для меня он
был самым близким другом. Я
познакомилась с ним в1984 году.
Он был тогда застенчивым,
замкнутым, говорил медленно,
низким голосом. Что-то в нём мне
сразу понравилось. Может быть,
то, что в отличие от многих
других он не пытался со мной
немедленно подружится только
потому, что я - американка.
Поначалу мы были приятелями, и
только со временем он стал
одним из моих друзей. Я помню,
как в1985 году я ему сказала, что
рано или поздно он
обязательно приедет ко мне в
гости в Лос-Анджелес, и мы
поедем в Диснейленд, а потом на
берег океана. Но он мне ответил,
что я не «врубаюсь» и что очень
наивная. Тогда Виктор
зарабатывал на жизнь, работая
кочегаром, с вечеринок уезжал
до часу ночи, чтобы успеть в
метро, денег на такси у него не
было. Но вот пришла гласность,
его стали показывать по
телевизору, а в газетах стали
писать о выдающемся рок-певце
Викторе Цое. Однажды он
рассказал мне, как к нему в
кочегарку приезжал человек и
стал орать, что ему, дескать,
холодно, почему плохо топят…
Виктор повернулся к нему лицом,
и этот человек вдруг спросил:
«ты же Виктор Цой, известный
певец. Что же ты здесь делаешь?»
«это моя работа»,-ответил
Виктор. Тот человек сказал, что
это просто невероятно. Я как-то
спросила Виктора, почему он
продолжает работать в
кочегарке, и он мне ответил, что
ему это нравится. Вероятно,
работая, он уверенно себя
чувствовал, это делало его
проще и ближе к людям. Именно
тогда я поняла, почему его
песни значили так много для
такого большого количества
людей. Это были песни,
написанные реальным человеком.
Но в глубине души Виктор был
ребёнком. Ему всегда нравилось
шутить, принимать участие во
всяких приключениях, но при
этом он умел быть серьёзным и
заботливым. В 1986 году мне
отказали в разрешении приехать
в Советский Союз на
собственную свадьбу с Юрием
Каспаряном. Полгода я ждала
визы, и это были шесть самых
ужасных месяцев моей жизни. Мне
тогда казалось, что всё
кончено, и только Виктор
поддерживал меня всё это время.
Он писал письма со смешными
картинками, в которых повторял:
«Джо, не грусти, ты обязательно
вернёшься. Мы все тебя ждём, мы
твои друзья и не забудем тебя.
Пожалуйста, не плачь. Будь
счастлива». Его письма и
телефонные звонки спасли мне
жизнь. Время шло, и группа
«КИНО» становилась всё
популярнее. В1988 году то, что
Виктор считал несбыточным,
произошло. Он полетел в
Америку. Я ждала этого момента
так долго, что решила потратить
все сэкономленные деньги,
чтобы сделать это его
путешествие незабываемым. В
аэропорт встречать их с Юрой
Капаряном я отправилась во
взятом по этому случаю
напрокат белом лимузине с
баром и телевизором. Две недели
мы провели, как дети,
наслаждаясь жизнью. Виктору
всё очень нравилось. Мы скакали
на лошадях, катались на
снегомобилях, ездили на океан,
были в Лас-Вегасе. Ходили по
магазинам и наконец поехали в
Диснейленд, который понравился
Виктору больше всего. И когда
мы гуляли по сказочной стране,
называемой Диснейленд, он всё
время повторял: «Я опять
чувствую себя ребёнком…». В 1989
году он приехал снова, со своей
женой Наташей, и в первый же
день они отправились в
Диснейленд, а на следующий день
мы все вместе с Рашидом поехали
на фестиваль американского
кино на премьеру его фильма
«Игла», в котором Виктор
исполнил главную роль. После
показа фильма Виктор сыграл с
Юрием короткий концерт. Зал был
заполнен до отказа
голливудскими знаменитостями,
и, хотя они не понимали ни
слова, энергия Виктора, страсть
его песен их захватила. К
сожалению, это был первый и
последний концерт Виктора в
Америке, но для всех, кто видел
его мельком, остались к нему
неравнодушными. В1989 году мы
часто летали в Ленинград по
делам, Виктор в то время уже
окончательно обосновался в
Москве вместе с Наташей, и
возвращались мы из Ленинграда
с мешками полными писем. Мы
садились в конце самолёта
читали их. Виктор старался
читать все письма, они очень
много для него значили, он
понимал, что ему выпала особая
миссия в жизни. В1990 году мы с
Виктором ездили в Японию по
приглашению одной из
крупнейших японских компаний,
фирмы «Амьюз». Эта фирма решила
купить «Иглу», а также
выпустить пластинку «КИНО» и
пригласить группу на гастроли.
И опять мы веселились как дети,
и наслаждались жизнью. Виктор
там всем очень нравился,
особенно девушкам, потому что
он выглядел по-восточному, но
был выше всех, что их и
покорило. Японские девушки
очень застенчивые, поэтому они
только украдкой смотрели на
него и хихикали. Это
путешествие было для Виктора
особенно важным. У него была
слабость ко всему японскому,
ему были понятны восточная
сдержанность и застенчивость.
К тому же в Японии тоже есть
Диснейленд. В самолёте,
возвращаясь домой ,мы
проговорили всю ночь, и именно
тогда я поняла, что Виктор стал
настоящим мужчиной, в глубине
души он по-прежнему оставался
ребёнком, но вместе с тем стал
взрослым. Он много говорил об
ответственности. Он чувствовал
ответственность за свою первую
жену Марианну, их сына Сашу, а
также за Наташу и её ребёнка, не
говоря уже о своей аудитории, к
которой была обращена его
музыка. Он сказал мне тогда, что
ему приятно чувство
ответственности, оно
заставляет активно жить. Он
очень любил Наташу, и за три
года, что они провели вместе,
они были неразлучны. Мне
кажется, что большую часть
жизни Виктор чувствовал себя
одиноким, но с Наташей он нашёл
себя. Тогда, в самолёте, он
сказал мне, что добился всего,
чего, хотел в жизни, что он
счастлив. 24 июня 1990 года
состоялся последний концерт
группы «КИНО» на стадионе
«Лужники» в Москве. Я принимала
в нём участие, и после своего
выступления я сказала Виктору,
что устала и поеду домой, но он
попросил меня остаться, сказав,
что сегодняшнее выступление
«КИНО» будет особенным.
Вспоминая об этом, я ему очень
благодарна, так как их
выступление было
действительно особенным: 62
тысячи человек приветствовали
«КИНО» и стоя пели вместе с ним.
Был устроен специальный салют
и зажжён олимпийский факел. Это
был волшебный вечер, который
нельзя описать словами. После
концерта я попрощалась с
Виктором потому, что на
следующий день я улетала в
Штаты. Мы пожали друг другу
руки, чтобы скрепить наш
договор поехать всем вместе
следующей зимой в Диснейуорлд
во Флориде. Он сказал мне, что
собирается провести лето под
Ригой и добавил, что если мне
нужно будет нужно срочно его
найти, то я могу позвонить
Наташиной маме в Москву, и она
ему всё передаст. А если ничего
не нужно, то увидимся в
сентябре. Он обнял меня,
поцеловал и сказал: «До встречи
в сентябре». В тот день, 24 июня
1990 года , я видела Виктора в
последний раз. Эти печальные
дни тянутся медленно для меня,
и всё время пытаюсь найти ответ
на вопрос-почему? Почему именно
он? И единственное, во что мне
остаётся верить, что на то было
Божья воля, что такова его
судьба.
Он оставил нам свои песни,
музыку и нашу память о нём. А
что касается лично меня, я знаю
только одно: никто не займёт
его место в моём сердце. Это
место всегда будут
принадлежать Виктору Цою.
Когда я пытаюсь сейчас прийти в
себя, именно его слова помогают
мне превозмочь себя: «Джо, не
грусти, пожалуйста, не плачь,
будь счастлива». У меня был
друг , его звали Виктор Цой, и
мне его будет не хватать… |
|